“Ақмола облысы білім басқармасының Степногорск қаласы бойынша білім бөлімі Ақсу кентінің №2 жалпы орта білім беретін мектебі” КММ
КГУ "Общеобразовательная школа № 2 поселка Аксу отдела образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области"

Мы в соц.сетях

   

 

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

«Дистанционные технологии в работе с одаренными детьми»

«Дистанционные технологии  в работе с одаренными детьми»

Создание и внедрение системы  дистанционной работы с одаренными детьми.

Лучших успехов в любой из сфер деятельности достигают те государства, которые имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал нации. Будущее человеческой цивилизации зависит исключительно от реализации одаренности детей. Поэтому проблема детской одаренности в последнее время вызывает все больший интерес. Его узловая точка в самой природе одаренности: по словам Галилея «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе». В конечном итоге задача педагога – помочь наиболее полно раскрыть свои способности ученикам и успешно реализовать их. Мы живем в постиндустриальном обществе. Мир, вступив в новую стадию развития – качественно изменился: стремительно обновляющийся поток информации, новые технологии приводят к быстрому устареванию знаний и делают процесс обучения постоянным и непрерывным, «образованием длительностью в жизнь». В этом контексте проблема формирования высокой информационной культуры личности и освоения Интернет-технологий приобретает особое значение, а поиск способов ее формирования становятся приоритетным направлением модернизации сферы образования. Интернет-технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Указанные подходы приобретают особое значение в контексте проблемы детской одаренности. Для всех, кто, так или иначе, соприкасался с данной проблемой, не секрет, что способному ребенку часто «тесно» в рамках стандартной школьной программы. А когда его интеллектуальные и творческие возможности оказываются невостребованными, ослабляется познавательная мотивация, снижаются темпы умственного и творческого развития одаренного ребенка. Педагогам необходимо четко выстроить образовательный и воспитательный процесс таким образом, чтобы учесть способности и возможности каждого ребенка в отдельности, а особенно одаренных детей.

Дистанционное обучение - это такой способ получения знаний, который бы позволял независимо от времени и местоположения получать образовательные материалы и консультации преподавателей курсов. В настоящее время самым удобным способом предоставления подобного вида услуг является Интернет. 

Целью организации системы дистанционного образования в средней школе является, в первую очередь, организация доступа к образовательным ресурсам для выпускников базовой школы и учащихся старших классов.

Подобную работу возможно проводить по следующим направлениям:

• выполнение проектных и творческих работ;

• участия в Интернет – олимпиадах, конкурсах;

• обучение в заочных школах с дистанционной поддержкой.

Развитие потребности в общении, творчестве, развитие личностных характеристик, способствующих реализации одаренности, также важно, как и повышение их интеллектуального уровня. Организованная работа с одаренными детьми способствует приобретению школьниками качественного образования, т. к. позволяет отойти от стандартных методов и приемов, максимально обеспечив развитие творческих способностей ребенка, опираясь на его индивидуальность.

Большой интерес и внимание сегодня привлекают возможности-участия в Интернет – олимпиадах, конкурсах. Интернет позволяет применять педагогические технологии, наиболее адекватные особенностям интеллектуальной активности одаренных детей – таким как потребность в самовыражении и самопрезентации, ярко выраженное стремление к самостоятельности в процессе обучения, потребность в высокой информационной насыщенности изучаемого материала. Интернет-олимпиады, сегодня особенно актуальная форма работы с одаренными детьми. С другой стороны, эта форма работы приносит ощутимую пользу и самим педагогам: она содействует распространению нетрадиционных подходов к обучению, популяризации использования Интернет-ресурсов в образовательной деятельности, распространению новейших достижений в области информационных и педагогических технологий.

На мой взгляд, Интернет - олимпиады и Интернет - конкурсы значительно расширяют образовательное пространство, предоставляемое социумом, одаренным детям и разнообразит формы работы, используемые педагогическим сообществом. Интернет-олимпиады позволяют  проявить свои способности, ориентируют участников на собственное выявление смысла окружающих явлений, исследование фундаментальных объектов, поиск закономерностей, определение места Интернет-технологий в своем самообразовании. Умение кратко и четко формулировать собственные мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, добывать информацию из разнообразных источников и обрабатывать ее с помощью самых современных технологий, приобретенные участниками в процессе Интернет-олимпиад и Интернет - конкурсы делают сегодня эту форму работы с одаренными детьми особенно актуальной.

- Заочные школы с дистанционной поддержкой

На сегодняшний день очень распространенным в образовании является обучение с помощью сетевых технологий. И многие школы идут в ногу со временем и осваивают технологии дистанционного обучения, а некоторые имеют солидный опыт в работе по данному направлению.

Основной задачей проекта является создание условий для перехода на новую ступень использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, которая предполагает активное использование современных цифровых учебных ресурсов, что должно создать условия для достижения большинством учащихся (независимо от места их проживания или социального статуса их семей) образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда.

Основной формой работы Интернет-школы является использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения учащихся по образовательным программам в соответствии с базисным учебным планом и государственными образовательными стандартами.

Интернет-школа предполагает систематическую самостоятельную работу учащихся с методической поддержкой сетевых преподавателей и педагогов-кураторов. Образовательный ресурс Интернт-школы состоит из содержательного (сетевые уроки базового и профильного уровня, включающие тесты и контрольные работы в режиме on-line и off-line, домашние и творческие задания, лабораторные работы, тренажеры по подготовке к ЕНТ) и функционального ресурса (электронный журнал, методическое сопровождение, форумы, сообщения, электронная почта).

Таким образом, созданная подобная информационная среда способствует достижению следующих результатов:

*    развитие информационно-образовательной среды как системы обеспечит непрерывность образования на базе взаимосвязанных образовательных ресурсов;

*     повышение качества и эффективности системы образования за счет использования новых технологий;

*     обобщение научно-педагогического опыта и популяризация новых образовательных технологий;

*   сетевая коммуникация.

Необходимо отметить, что заочные школы располагают богатыми возможностями для организации внеучебной деятельности учащихся, включения учеников и учителей сельской школы в дистанционные образовательные проекты, участия их в предметных олимпиадах, конкурсах, предлагаемых на сайтах заочных школ. То есть создаются дополнительные условия для раскрытия творческого потенциала учащихся, расширения круга общения старшеклассников через сеть Интернет, освоения ими современных информационных технологий.

Важным условием, обеспечивающим эффективность использования опыта заочных школ в профильном обучении, является создание их на базе крупных педагогических вузов, располагающих необходимыми ресурсами (наличие центров дистанционного обучения, высокая техническая оснащенность, подготовленные научно-педагогические кадры, богатый опыт по разработке и осуществлению учебно-методического сопровождения дистанционной поддержки общеобразовательной школы и т.д.).

Интернет-олимпиады       

Внедрение информационных технологий в сферу образования происходит в последние годы очень быстро. Десятки тысяч школ уже используют возможности современных телекоммуникаций в учебной работе. Педагоги начинают осознавать, что дистанционные технологии — эффективный инструмент познания окружающего мира, настолько мощный, что вместе с ним приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.

Интернет-олимпиада как одна из составляющих дистанционного образования

В  последнее время наблюдается устойчивый рост интереса к новой форме учебы — дистанционной. Такое образование — это практика, которая посредством специальной технологии связывает преподавателя, обучаемого и расположенные в различных географических регионах источники информации. Дистанционное обучение очень перспективно для отдельных категорий граждан: сельских жителей, учащихся со специфическими требованиями (одаренных, бизнесменов), лиц с ограниченными физическими возможностями. Использование Интернета позволяет осуществлять различные телекоммуникационные проекты (олимпиады, викторины, конкурсы), служащие переходными формами обучения от традиционных к дистанционным.

Значение дистанционных олимпиад очень велико. Они призваны не только поддерживать и развивать интерес к изучаемому предмету, что и без того самоценно, но и стимулировать активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по теме, в работе с дополнительной литературой, они удобны во внеклассной деятельности, помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов ребята могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и у других. Интернет-олимпиады объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности, сотрудничества между педагогом и школьником.

Дистанционная олимпиада означает интеграцию привычной и удаленной форм повышения квалификации учителей. Здесь ценны возможности ухода от традиционных стереотипов мышления, наращивания собственного образовательного потенциала, внедрения в школу таких понятий, как интерактивность, рефлексия, без которых нельзя учить подрастающее поколение.

Интернет-олимпиада — великолепный элемент информатизации образовательного процесса школы любого уровня. А в масштабах государства подобные конкурсы позволяют выявлять наиболее талантливых и творческих учащихся из глубинки с целью их дальнейшей педагогической поддержки и продвижения.

Технология проведения олимпиад не стоит на месте. Каждый год меняются темы, варьируются требования, появляются новые этапы и конкурсы.

Виды дистанционных олимпиад

На сегодняшний день спектр видов довольно широк. По порядку участия бывают олимпиады, предусматривающие только коллективную или только индивидуальную работу (хотя большинство допускает любой формат). По содержанию различают дистанционные обучающие олимпиады, эвристические олимпиады, олимпиады школьников, создающих веб‑сайты, олимпиады-тестирования. Что они собой представляют?

Олимпиады-тестирования

Здесь предъявляют следующие требования: уровень знаний, необходимый для выполнения заданий, не должен выходить за школьный уровень; задачи и вопросы должны быть оригинальными, но не супер- сложными или сверх- простыми.

Данный конкурс позволяет оперативно протестировать большое количество учащихся практически по всем отраслям знаний. Это довольно гибкая система, позволяющая легко менять настройки при проведении новых тестов. On-line тестирования очень удобны при подготовке к ЕНТ, проверке собственного IQ (коэффициента интеллекта) и пользуются большим спросом.

Дистанционные обучающие олимпиады

Сочетание олимпиадной работы и процесса обучения, да еще и совместного, на соревновательной основе дает хороший результат. Такие состязания традиционно проходят по предметам общеобразовательной школы. 

Основную роль в обучающих олимпиадах играют качественные вопросы по предмету, предусматривающие выход за пределы школьного знания, небольшое продвижение учащегося, ориентацию на самостоятельный поиск знаний.

Выделяют две формы таких олимпиад:

а) викторина — здесь важны хорошие предметные вопросы, число этапов и продолжительность конкурса невелики — полтора‑два месяца;

б) турнир — более длительное командное соревнование, предполагающее решение достаточно сложных задач и длящееся порядка трех месяцев.

Эвристическая олимпиада

Эвристические олимпиады отличаются от обычных тем, что на них требуется проявить творческие способности, отойти от шаблонов, открыть новое, а не демонстрировать известное. Задания тут открытые, ориентирующие участников на выявление собственного смысла окружающих явлений, конструирование ими символов, отыскание закономерностей или исключений, направлены на самопознание. Они позволяют приобретать навыки, придумывать, фантазировать, изобретать, создавать модели и конструкции и т. д.

Эвристические олимпиады проводят по нескольким моделям: предметные (по математике, информатике, русскому и английскому языкам, физике, химии и т. д.); метапредметные (их задания не принадлежат каким-либо конкретным учебным предметам, а выходят за их рамки) и профильные (блоки гуманитарных, общественных или естественных наук).

Эвристическая олимпиада— не эпизодическое мероприятие, а равноправная форма обучения, выступающая творческой альтернативой традиционным контрольным и проверочным работам. Особенность эвристической формы учебы состоит в том, что она предполагает изменение общепринятого смысла образования.

Согласно традиционной дидактической схеме ученик вначале осваивает накопленный опыт, получает знания и лишь затем применяет их, в том числе и творчески. В эвристической работе приращение теоретического знания происходит одновременно с получением практического опыта, точнее, с опорой на него. Благодаря этому олимпиада, словно катализатор, содействует интенсификации учебного процесса.

 

Дистанционные формы занятий применяются не только для учеников, но и для педагогов, и не только в целях повышения квалификации, большую роль играют дистанционные педагогические конференции и конкурсы. Интернет повышает роль «сетевых» педагогов, ведь зона их влияния возрастает в сотни и тысячи раз по сравнению с обычным учебным процессом. Талантливый учитель интересен не только окружающим; его миссия шире - помочь тем, кто хочет учиться, используя для этого дистанционные технологии. В нашем столетии лучшими учителями, скорее всего, будут именно дистанционные, то есть те, кто имеет возможность и умеет взаимодействовать со всем миром с помощью электронных телекоммуникаций.

 

 

Страница создана: 04.05.2020 15:08
Страница обновлена: 30.04.2020 13:31

Текст